Что такое VOIP-оборудование для IP-телефонии

Для организации IP-телефонии используется SIP-оборудование. Это аппаратные IP-трубки, платы расширения для АТС и компьютера, VOIP-шлюзы, гарнитуры и многое другое. Оно призвано обеспечить связью многочисленных абонентов и предоставить условия для свободного пользования телефонией с учётом требований. В рамках данной статьи мы расскажем обо всех видах выпускаемого IP-оборудования и его назначении.

Что такое VOIP-оборудование

VOIP-оборудование служит для организации IP-телефонии и подключения новых абонентов. Оно представлено шлюзами, телефонными аппаратами, платами для АТС и дополнительными модулями. Оборудование обеспечивает передачу сигнала между серверами IP-телефонии, связь с телефонными сетями общего пользования и подключение новых абонентов. Работает оно через интернет, не требуя отдельных каналов связи, как это реализовано в классической проводной телефонии.

SIP-оборудование обеспечивает преобразование сигнала из аналоговой формы в цифровую и обратно, коммутирует абонентов и распределяет звонки, предоставляет сервисные функции. Часть такого оборудования легко заменяется программными модулями. Например, IP-телефон можно заменить программным телефоном – тем же X-Lite. Также возможно использование смартфонов с устанавливаемым на него ПО для работы в IP-сетях.

Виды оборудования для IP телефонии

Оборудование для организации IP-телефонии представлено:

  • IP-АТС – оборудование для организации офисной телефонии;
  • VOIP-шлюзы – служат для подключения традиционной телефонии к IP-телефонии;
  • GSM-шлюзы – соединяют IP-оборудование с сетями сотовых операторов;
  • IP-телефоны – цифровые телефонные аппараты с доступом к серверам IP-телефонии;
  • Платы IP-телефонии – превращают компьютер в VOIP-сервер;
  • Платы для АТС – расширяют возможности офисных АТС;
  • Модули для плат IP-телефонии – включают дополнительные порты для подключения оборудования, выполняют сервисные функции.

Также в разряд VOIP-оборудования можно включить телефонные гарнитуры – они подключаются к телефонным аппаратам и компьютерам, позволяя общаться без помощи рук. Рассмотрим это оборудование более подробно и изучим его возможности.

IP-АТС

IP-АТС представляет собой автоматическую телефонную станцию для нужд организаций. Она обеспечивает связь между сотрудниками и с внешним миром, выполняет вспомогательные функции:

  • Проигрывает голосовые сообщения;
  • Записывает переговоры клиентов с сотрудниками;
  • Ведёт статистику звонков;
  • Распределяет вызовы в соответствии с заложенными алгоритмами;
  • Обеспечивает перевод звонков и переадресацию;
  • Блокирует нежелательные вызовы;
  • Обеспечивает постановку звонков в очередь.

В продаже присутствуют как простые IP-АТС с базовым функционалом, так и целые комбайны с интеграцией с CRM, мультимедийными возможностями, группировкой клиентов по рангам. Отдельные модели умеют взаимодействовать с мессенджерами и электронной почтой, поддерживают видеовызовы и рабочие чаты. Их стоимость в зависимости от функционала может составлять до нескольких сотен тысяч рублей.

IP-АТС

VOIP-шлюзы

В данную категорию входят устройства, созданные для передачи голосового трафика из аналоговой телефонной сети в цифровую и обратно. Оборудование оснащается портами FXO и FXS для подключения телефонных линий или телефонных аппаратов. Шлюзы позволяют оперативно подключить учрежденческую аналоговую АТС к сети IP-провайдера с минимальными финансовыми затратами – стоят они заметно дешевле полноценных плат расширения АТС. Их преимущества:

  • Лёгкость в настройке;
  • Включение в работу за несколько минут;
  • Поддерживают основные протоколы IP-телефонии SIP и H.323;
  • Возможность передачи факсов;
  • Снижают расходы на междугороднюю и международную связь;
  • Обеспечивают бесплатную связь между филиалами, располагающимися в разных городах (и даже в странах).

Шлюзы подключаются к цифровым и аналоговым АТС, обеспечивая передачу трафика в IP-сети.

FXS шлюз

GSM-шлюзы

Данное оборудование служит для подключения VOIP-оборудования к GSM-сетям. Оно снижает расходы на корпоративную связь, обеспечивает коммуникацию офисных и удалённых сотрудников. Также шлюзы используются для приёма звонков от клиентов, автоматически перенаправляя звонки менеджерам. Аналогичным образом осуществляется дозвон с учрежденческих телефонов абонентам сотовых сетей.

Простейший GSM-шлюз представляет собой устройство с одним слотом под SIM-карту, позволяющее обрабатывать всего один исходящий или входящий вызов. Он подключается к обычному стационарному телефону или IP-АТС. Более продвинутые шлюзы работают с несколькими SIM-картами, обеспечивая одновременную обработку нескольких разговоров.

Обратите внимание, что договор на оказание услуг связи с сотовым оператором может ограничивать использование GSM-шлюзов.

GSM-шлюз

IP-телефоны

IP-телефоны призваны заменить не всегда удобные программные клиенты. Они выглядят как обычные стационарные телефоны, могут наделяться беспроводными трубками и гнёздами для подключения проводных гарнитур. IP-телефоны обладают следующими функциями и возможностями:

  • Приём входящих и инициация исходящих голосовых вызовов;
  • Работа с одним или несколькими провайдерами IP-телефонии;
  • Одновременная работа с аналоговой и IP-телефонией;
  • Работа с голосовой почтой;
  • Работе с телефонной книгой;
  • Приём и отправка текстовых сообщений;
  • Хранение записей телефонных разговоров;
  • Конференц-связь;
  • Индикация присутствия абонентов в сети.

Самые простые IP-телефоны ничем не отличаются по функционалу от обычного стационарного телефона. В более дорогих моделях имеется поддержка видеозвонков, есть возможность выбора провайдера. Отдельные модели работают на Android, обеспечивая поддержку практически неограниченного набора функций с возможностью расширения.

Gigaset

Платы IP-телефонии

Данные платы позволяют создать сервер IP-телефонии без приобретения офисной АТС. В зависимости от модели, они поддерживают подключение одного или нескольких телефонных аппаратов, обеспечивают коммутацию подключённых абонентов, выступают шлюзами для телефонных сетей общего пользования. Количество абонентов может достигать нескольких сотен, чего вполне достаточно для компаний среднего размера. Одна плата, установленная в компьютер и подключённая к интернету и локальной сети, способна полностью заменить собой офисную АТС со всеми её возможностями.

Несомненным достоинством плат IP-телефонии станет возможность использования любого совместимого программного обеспечения. Также они отличаются гибкостью в настройках.

Плата IP-телефонии

Платы для АТС

Данные платы предназначены для расширения телефонных станций. Они добавляют дополнительные порты для подключения аналоговых телефонов и IP-трубок, расширяют количество подключаемых цифровых и аналоговых линий без покупки другой АТС.

Модули для плат IP телефонии

Данные модули обеспечивают дополнительное расширение возможностей. Например, чтобы подключить к корпоративной сети четыре дополнительных телефонных аппарата достаточно приобрести соответствующий модуль без замены АТС. Также существуют специальные модули для подавления шумов и эха.

Телефонные гарнитуры

Гарнитуры используются там, где необходима оперативная работа с клиентами. Они представляют собой сочетание наушников и микрофона. Гарнитуры подключаются к телефонным аппаратам, обеспечивая удобную одновременную работу с компьютером и разговор с клиентом. Чаще всего ими пользуются в call-центрах, где нужно иметь свободные руки для работы с компьютером и документацией, не прерывая телефонный разговор. Отдельные гарнитуры оснащаются регуляторами громкости, защищёнными от шумов микрофонами, кнопками для быстрого приёма вызовов.

Телефонная гарнитура

Аксессуары

В качестве дополнительных аксессуаров выступают:

  • Переходники с одних типов разъёмов на другие;
  • Кабели для подключения оборудования;
  • Зарядные стаканы и док-станции для беспроводных трубок;
  • Запасные подушечки и накладки для гарнитур;
  • Модули расширения с кнопками быстрого дозвона;
  • Устройства отключения микрофона;
  • Дополнительные телефонные трубки;
  • Блоки питания для IP-телефонов и шлюзов;
  • Репитеры для беспроводных телефонов и многое другое.

Также сюда входят запасные батареи для беспроводных трубок.

Программное обеспечение

Вместо IP-телефонов, стоимость которых составляет от 1800 рублей, могут использоваться приложения для операционных систем Windows, Mac OS, Android и iOS.Они представляют собой полноценные программные телефоны для принятия и совершения звонков, работы с несколькими линиями и провайдерами. Также они позволяют обмениваться текстовыми сообщениями, записывать разговоры, общаться в режиме видеозвонка.

Типичным примером является приложение «Zadarma для Windows» от SIP-провайдера Задарма – оно позволяет обойтись без классического VOIP-оборудования и избавиться от затрат на его покупку (достаточно приобрести гарнитуру или микрофон с наушниками). У этого же провайдера имеются одноимённые приложения для других платформ.

Можно сократить расходы — виртуальная АТС

Стоимость цифровой АТС для компании составляет от 50 тыс. рублей, в зависимости от функционала. Платы IP-АТС обходятся несколько дешевле, но есть способ сэкономить ещё больше – воспользоваться услугами виртуальной АТС. Типичным тому примером является виртуальная АТС от IP-провайдера Zadarma. Её преимущества:

  • Не требует покупки оборудования – достаточно интернет-канала с подключённым к нему рабочими местами;
  • Бесплатное подключение – никаких многотысячных счетов;
  • Абонентская плата – от 0 рублей, в зависимости от выбранного тарифного плана;
  • Бесплатная связь внутри компании;
  • Любые функции традиционных офисных АТС – от записи звонков до аналитики;
  • Возможность подключения многоканальных номеров в 90 странах мира;
  • Бесплатная интеграция с CRM и многое другое.

Виртуальная АТС избавляет от необходимости покупки оборудования – достаточно настроить приложения или IP-телефоны на рабочих местах. Аналогичным образом выполняется подключение региональных и международных филиалов – они могут находиться в любой точке мира. Нужно переехать? Не проблема – арендуйте новый офис, проведите туда интернет и подключите рабочие места. Оборудование автоматически соединится с виртуальной АТС и включится в работу. При необходимости количество рабочих мест может быть расширено за считаные секунды – достаточно завести в системе управления новую учётную запись.